21 ноя 2019

Прошла дискуссионная площадка по основам бережливого производства

XLIX встреча #Клубчитающихбизнесменов_Барнаул

20 ноября 2019г  говорили с производственниками  о производительности и о кайдзен - системе постоянного непрерывного совершенствования. А кто об этом может
рассказать лучше, чем человек, поднявший бизнес "из гаража" почти в миллиардный оборот - Константин Денисенко "ZIAS Machinery". Это было честно, открыто, об успехах и провалах. На встречах Клуба на равных можно поговорить о вопросах, волнующих любого собственника: сколько т ему за это платишь? Как ты их
мотивируешь искать возможности для улучшения? А окупаются ли все эти затраты?...... И получить честные ответы без прикрас и бахвальства.

Несколько констант от спикера:

* Не ждите экономического эффекта от улучшений здесь и сейчас, играйте "вдолгую".
* Посещайте заводы за рубежом, удивляйтесь, вдохновляйтесь
* Вкладывайте деньги в обучение персонала, а потом в его заработную плату
* Вовлекайте персонал в улучшения, помогайте, вдохновляйте

А по поводу книги "Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний" мы со спикером разошлись во мнении. Константин считает, что это философия. И я согласна, что кайдзен - это сама по себе философия, но вот вам инструменты из книги "бери и делай" (только вот кто
брался, знают как это на словах кажущееся простым дело реализовывается сложно).

1. Главный рецепт недопущения "пожаров" - это стандартизация. (Ну куда конкретнее? Разрабатывайте стандарты!)
2. Обучайте персонал. Ротируйте. Вознаграждайте
3. Совершенствуйте: "железо", "бумагу" и людей. Считайте количество улучшений (в Японии - это сотни и тысячи улучшений в год. А у вас?)
4. Распространяйте листки кайдзен (для подачи улучшений) среди рабочих, вовлекайте их в кружки качества
5. Внедрите в свою статистику не только показатели по результатам ("посмертные"), но и показатели процессов (например, кроме выработки за смену учитывайте количество переделок (внутреннего брака), время простоя оборудования, время на переналадку и т.д.)
6. Проводите аудиты. Выявляйте что делается не так как
стандартизировано и улучшайте.
7. Поставьте сначала задачи по повышению качества, а потом переходите к производительности и снижению затрат.
8. Ищите способы "защиты от дурака" - ищите способы организовать работу единствено возможным способом.
9. Меняйтесь ноу-хау между подразделениями, распространяйте лучшие практики
10. Накапливайте опыт ошибок/сбоев (ведите реестр в местах их возникновения)
11. Создавайте места информирования на рабочих местах: о проблемах, улучшениях, статистиках
12. Делайте цель совершенно ясной каждому (например, сколько улучшений рабочий должен внести). Определяйте межфункциональные цели. Контролируйте
достижение целей, внедряйте действия для их достижения.
13. Добавляйте в должностные инструкции межфункциональные обязанности для исключения отстаивания интересов отдельной должности/отдела
14. Создавайте список контрольных точек для обеспечения качества, анализируйте и пересматривайте его.
15. Каждый отдел разрабатывает свои меры для достижения политики завода
16. Пусть рабочие сами занимаются техническим обслуживанием своих станков - они начинают по-другому к ним относится

Ну и немного философии:

* Условия внедрения кайдзен: во-первых - приверженность высшего руководства, во вторых - приверженность высшего руководства, в-третьих -
приверженность высшего руководства

* Человеческая личность в модели кайдзен - ключевое звено

* Кайдзен касается всех! (в компании)

* Ориентируйте менеджмент на процесс, а не на результат

* Не медлите с освоением передовых технологий

* PDCA - планируй-делай-проверяй-действуй

* Качество должно встраиваться в процесс, проверка не создает качество

* Выявляйте проблемы до их появления

И напоследок: японцы считают, что тех кто меряют дефекты в процентах от объема выпуска (у них - в штуках), а потери производительного времени в
минутах и часах (у них - в секундах) должны быть в музее. Как вы думаете, когда так будет у нас?

Первая консультация всегда бесплатно